Несколько фактов: Геленджик во время Великой Отечественной войны

Геленджик ВОВ

 

 

 

Благодаря газете «Прибой» и проведенной ею викторине на знание истории своей малой Родины, сегодня вы можете узнать интересные моменты из жизни Геленджика времен Великой Отечественной войны.

Я сохранил формат викторины «вопрос-ответ», опубликованной в газете «Прибой» 21 марта 2017 года.

Несколько фактов: Геленджик во время Великой Отечественной войны 

Вопрос: Выпускники 10 класса этой старейшей Геленджикской школы всем классом в 1941 году ушли на фронт. Напиши номер этой школы, он до сих пор остался прежним.

Ответ: Первым из геленджичан с врагом встретился выпускник школы №1 Николай Мищенко, погибший в Бресткой крепости. После выпускного вечера на фронт уходит весь десятый класс школы №1.

 

Вопрос: Когда было объявлено, что Геленджик находится на военном положении?

Ответ: 25 июня 1941 года приказом начальника районного штаба МПВО И.Т.Азарова город Геленджик как приморский, как пограничный город, где в любой момент могла ожидаться высадка десанта, был объявлен на военном положении.

 

Вопрос: Процент возвращения в строй в нашей армии был самым большим в мире. В 1943 году он составил 97%. Почему?

Ответ: Наши славные санитары проявляли чудеса храбрости и самоотверженности, бойцы-санитары ежеминутно рисковали своей жизнью, но свой долг выполняли героически.

Многие медицинские работники были донорами. Делали операции днем и ночью. При любых условиях. Раненых окружали заботой и вниманием не только медики, но и весь народ.

Жители Геленджика приходили в госпитали и помогали, чем могли. Шили, гладили, стирали, носили воду, ухаживали за ранеными. Дети собирали книги, выступали с концертами художественной самодеятельности, писали письма домой, приносили цветы. Комсомольцы и пионеры организовали массовый сбор лесных трав. Нужна была кровь, и жители, и сами медики становились донорами.

Медсестра Т.Мухина сдала 40 л крови, Т.Заплава — 55 л, а ведь сдав кровь, медики становились к операционному столу, спешили на зов и стон раненых.

За один только год в 43-м госпитале было перелито 20000 л крови.

 

Вопрос: Самым крупным госпиталем Геленджика был 43-й Краснознаменный госпиталь. Что сейчас располагается на его месте?

Ответ: 43-й Краснознаменный госпиталь с сентября 1942 по сентябрь 1943 год принял 15147 раненых и был награжден орденом Красного Знамени. Сейчас на этом месте располагается Геленджикский дельфинарий.

 

Вопрос: Почему именно Геленджик был выбран для размещения основных сил Черноморской авиации?

Ответ: В 1942-43 годах Геленджик становится местом сосредоточения крупных авиационных сил. В начале 1942 года фашисты, имея подавляющее большинство в танках и самолетах, временно захватили равнинную часть Кубани и подошли к горам. Наша авиация не могла совершать дальние полеты. Единственным, самым близким местом относительно линии фронта стал Геленджик.

На узкой прибрежной полосе на Тонком мысе было решено построить аэродромы.

 

Вопрос: Кто помогал военным строить аэродромы в Геленджике?

Ответ:  На помощь вышло гражданское население Геленджика: женщины, старики, подростки.

 

Вопрос: 9 октября 1941 года в боях за Крым этот летчик был тяжело ранен, в результате чего лишился ступни левой ноги. После лечения добился разрешения летать с протезом. В Геленджике он командовал истребительным полком.

Ответ: Герой Советского Союза Иван Степанович Любимов.

Родился Иван Степанович 25 марта 1909 года в Киеве в семье рабочего (по другим источникам — селе Глушково Курской области). По национальности — русский.

Умер 26 декабря 2000 года в Москве на 92-м году жизни. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Любимов 2

Вопрос: Почему фашисты называли летчиц 46-го авиаполка «ночными ведьмами»?

Ответ: Летчицы выполняли боевые задания только ночью. Самолет резко снижался над заданной целью, девушки переводили ход мотора на холостой, и на позиции врага метко сбрасывались бомбы. Вспыхивали лучи прожектора, захлебывались вражеские зенитки, но попасть в маленькие и верткие самолеты было не так-то просто. Артиллерийские же таблицы не предусматривали стрельбы по такой тихоходной цели. И самолеты, прижимаясь к земле, скрывались в темноте так же неожиданно, как и появлялись.

Подполковник В. В. Марков вспоминал:
«Иногда, глядя, как девушки — вооруженцы подвешивают бомбы крупного калибра, как техники ночами, в пургу и морозы готовят самолёты, как лётчицы уходят на боевые задания, я думал: «Ну ладно, нам, мужчинам, положено всё это делать: ходить в атаки, мёрзнуть в окопах, штурмовать с воздуха врага. Ну а им?! Им, в большинстве своём ещё девчонкам, мало что видевшим в жизни ? Как они должны любить Родину, чтобы добровольно принять на себя всю тяжесть фронтовых невзгод!»

 

Вопрос: Что зачастую брали летчицы с собой на боевое задание вместо парашютов?

Ответ: Еще одну бомбу.

Боевой самолет ночных ведьм

 

Вопрос: На вечную стоянку в Геленджикском аэропорту поставлен пассажирский самолет, который носит имя командира 46-го авиаполка. Напишите это имя.

БершанскаяОтвет: Евдокия Давыдовна Бершанская.

Евдокия Давыдовна родилась 6 февраля 1913 года. Окончила авиационную школу лётчиков в 1932 году. Работала лётчиком — инструктором школ Гражданского Воздушного Флота в Батайске и Краснодаре.

В феврале 1942 года майор Е. Д. Бершанская была назначена командиром 588-го полка лёгких ночных бомбардировщиков. С 27 мая 1942 года и до конца Великой Отечественной войны — на фронте, в составе действующей армии.

За умелое руководство и отличную боевую работу полка Гвардии подполковник Е. Д. Бершанская награждена орденами: Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени, Александра Невского и Суворова 3-й степени.

 Умерла 16 сентября 1982 года.

Летчик полка «Нормандия-Неман» Франсуа де Жоффр восхищался:
«…Русские летчицы, или «ночные колдуньи», как их называют немцы, вылетают на задания каждый вечер и постоянно напоминают о себе. Подполковник Бершанская, тридцатилетняя женщина, командует полком этих прелестных «колдуний», которые летают на легких ночных бомбардировщиках, предназначенных для действий ночью. В Севастополе, Минске, Варшаве, Гданьске — повсюду, где бы они не появлялись, их отвага вызывала восхищение всех летчиков-мужчин».

 

Вопрос: Что такое «тюлькин флот»?

Ответ: В 1942-1943 годах наша бухта стала главной базой легких кораблей ЧФ, из-за мелководья более крупные силы она принять не могла.

С августа 1942 года бухту заполнили корабли Новороссийской военно-морской базы под командованием адмирала Г.Н.Холостякова: торпедные, сторожевые катера, тральщики, а также мобилизованные на фронт суда геленджикского рыбколхоза «Парижская коммуна». Эти небольшие по тоннажу и размерам корабли моряки в шутку называли «тюлькиным флотом» . На этих малых кораблях уходили самые дерзкие, самые решительные десанты.

Десант Куникова на Мысхако — Малую Землю — тоже высаживался именно с них. Вся помощь Малой Земле осуществлялась силами «тюлькиного флота».

 

Вопрос: Плавучая батарея реактивных минометов, установленных на сейнере «Скумбрия», в ночь с 3 на 4 февраля 1943 года произвела первый залп с корабля по позициям фашистов на Мысхако. Какое широко известное народное название получил этот вид орудий?

Ответ: «Катюша».

 

Вопрос: Как известно, при подготовке десанта на Мысхако Ц.Л.Куников заказал в Геленджикской МТС специальные ножи для моряков своего отряда. Что такое МТС в 1943 году?

Ответ: Машинно-тракторная станция.

 

Вопрос: Кого называли «регулировщиком движения» в Новороссийске»?

ЗубковОтвет: Капитана А.Э. Зубкова – командира 394 артиллерийской батареи, названного так за точность стрельбы.

Родился Зубков Андрей Эммануилович 27 октября 1918 года в селе Боголюбово Приишимского района Северо-Казахстанской области (ныне – Кызылжарский район Северо-Казахстанской области Республики Казахстан).

В 1936 году окончил среднюю школу, в 1940 году – Севастопольское военно-морское училище береговой обороны имени ЛКСМУ.

В июне 1940 года назначен помощником командира 714-й стационарной батареи Новороссийской ВМБ.

С июля 1941 года – командир 394-й стационарной береговой артиллерийской батареи 1-го гвардейского Новороссийского артиллерийского дивизиона НВМБ. Член ВКП(б) с 1942 года.

В 1954 году окончил военно-морскую академию в городе Ленинграде.

С 1961 года – в отставке.

Умер 12 февраля 1998 года. Похоронен в городе Новороссийске.

 

Вопрос: Где проходили две «дороги жизни», которые связывали Геленджик и Новороссийск?

Ответ: Первая «дорога жизни» проходила по шоссе. Она связывала фронт с тылом. Каждую ночь по избитой снарядами, израненной дороге шоферы вели машины на фронт, обратно доставляли раненых.

Второй путь был морским — из Геленджика на Малую Землю. Немцы все время минировали его заново: и с самолетов, и с судов. Где вчера прошел катер спокойно, там он сегодня мог напороться на мину. Бойцы шли в десант один раз, а катерники каждую ночь. И каждая ночь — это бой.

Вопросы и ответы представила учитель кубановедения школы № 8 им. Ц.Л.Куникова В.В. Калинина.

  Благодарность админу  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>