ПАТО: страницы истории Геленджика

ПАТО Геленджика

 

 

 

История любого предприятия, включая ПАТО — Предприятие пассажирского автотранспортного обслуживания — всегда тесно связана с его руководителем. Вот и история ПАТО Геленджика — это история жизни Михаила Ивановича Толокнева, руководившего автотранспортным предприятием около трех десятков лет.

ПАТО: страницы истории Геленджика

1966 год

В 1966 году полный планов и идей Толокнев приехал в Геленджик. За плечами у него была немалая школа жизни, научившая стойкости, выдержке, человечности.

Толокнев

 

Знакомство с автотранспортным предприятием курорта вызвало двоякое чувство. Взгляду нового директора предстали ветхие технические помещения и наполовину неисправный автопарк.

ПАТО 1По Геленджику в то время курсировали четыре автобуса и шесть такси, машины марки «ЗИЛ». Конечной остановкой была расположенная на выезде из города площадка, названная в народе «четыре дуба».

Автотранспортное предприятие курорта в то время считалось грузовым хозяйством, в котором насчитывалось около 70 грузовых машин.

Выяснилось, что сорок грузовиков были неисправны. Поэтому новый руководитель в первую очередь занялся активным пополнением пассажирского и грузового парка.

Семидесятые

Постепенно, под руководством Михаила Ивановича Толокнева, поэтапно шло становление ПАТО.

Во-первых, пополнялись и ремонтировались грузовые машины, работавшие на уборке зерновых по всей Кубани. На страду направляли лучших водителей, хорошо зарекомендовавших себя в Геленджике. Михаилу Ивановичу то и дело приходилось выезжать в командировки, чтобы поближе познакомиться с районами и проконтролировать работу своих подчиненных.

ПАТО 2Вторым важным направлением деятельности руководителя было развитие пассажирских перевозок и увеличение маршрутов внутри Геленджика. Отечественных ПАЗов и ЗИЛов для этих целей было явно недостаточно, поэтому Толокнев хлопотал о выделении венгерских «Икарусов». Благодаря тесному деловому сотрудничеству Михаила Ивановича с горкомом партии, оперативно решались многие вопросы. И в 70-х годах по городским дорогам курсировали уже около 20 красавцев «Икарусов». При содействии директора ПАТО стали более благоустроенными и сами улицы. В частности, была реконструирована центральная улица Луначарского, а также дороги по маршруту следования автобусов.

К 1975 году в автопарке предприятия насчитывалось около ста автобусов и около сотни грузовых машин.

Все основные ныне действующие городские маршруты в те годы были разработаны М.И.Толокневым. Расширялась сеть междугородных перевозок. Самый далекий автобусный маршрут был в Грозный.

Связав Геленджик со многими городами России, директор автотранспортного предприятия способствовал притоку на курорт туристов.

Грандиозная стройка

Те 27 лет, которые Михаил Иванович возглавлял предприятие, стали эпохой грандиозного строительства.

Под его руководством колоссальной реконструкции подверглась вся территория геленджикского ПАТО. Открыт филиал предприятия в Архипо-Осиповке.

Построены автостанция и автовокзал.

Одна из трудностей, с которой сразу же пришлось столкнуться, — это острая необходимость в прочной материально-технической базе. На территории ПАТО развернулась масштабная стройка. Были построены здание управления, столовая, амбулатория, гостиница, стоматологический кабинет. Возведены новые гаражи и мастерские, в городе построены многоквартирные жилые дома для сотрудников.

Чтобы подготовить для работы на предприятии квалифицированные кадры, директор открыл первую в городе автошколу. За 27 лет было обучено около 10 тысяч водителей, многие из которых трудились в ПАТО.

Большое внимание М.И.Толокнев уделял условиям труда и отдыха сотрудников. Для их оздоровления на Тонком мысе была построена база отдыха на 500 мест, которая впоследствии принимала и тружеников других автотран- спортных предприятий.

Будучи знакомым с руководителями около полусотни предприятий, Михаил Иванович охотно перенимал у них опыт работы и проводил преобразования в ПАТО.

Дорогу достойным

По требованию Толокнева все шоферы в то время носили специальную форму — костюм и фуражку с кокардой, чем очень гордились. Но выбранной профессии необходимо было соответствовать. А у директора предприятия получалось сочетать высокую требователь- ность к сотрудникам с мягкостью характера и человечностью. Всегда принципиальный, непьющий Толокнев был непримирим к выпивохам. Однако за годы своей работы руково- дителем он не уволил ни одного сотрудника. Проштрафившихся шоферов сразу же переводили в слесари. Любителей рюмки, понизив в должности, наказывали рублем. Да и перед коллективом таким работникам было неловко.

Нетерпимо относился Михаил Иванович и к нарушителям правил дорожного движения, в частности превышавшим скорость. Завидев на дороге его автомобиль, лихачи немедленно давили на тормоза, демонстрируя безупречную езду.

Эпизоды…

Михаил Иванович вспоминается много интересных эпизодов, произошедших за годы его работы директором ПАТО.

Например, для участия в Карнавале в кузове грузовика сам Толокнев сконструировал специальное приспособление, благодаря которому по дорожке двигалась машина. За руль тематически оформленной машины садился водитель-передовик. Сотрудники ПАТО очень гордились своими карнавальными декорациями.

В одном из старых номеров «Прибоя» размещена фотография такси с надписью «В фонд мира». М.И.Толокнев вспоминает, как каждый из передовиков с гордостью брал на себя обязательство отработать один день во имя сохранения мира на Земле.

Привыкшему уезжать на работу в шесть утра, а возвращаться домой затемно директору ПАТО приходилось решать и трудноразрешимые в то время задачи. Так, в один из непогожих дней позвонили из Ленинграда с просьбой встретить и сопроводить на базу отдыха в Прасковеевке около двухсот отдыхающих. Туристы должны были добираться к месту прибытия на катере, но море сильно штормило, поэтому вся надежда была на автотранспорт. В считанные часы Толокнев изыскал автобусы, мобилизовал водителей и лично возглавил автоколонну. Поскольку поезд прибывал в Новороссийск поздно вечером, то добираться до Прасковеевки пришлось в темноте по проселочной дороге, проложенной в опасной близости от края пропасти. Благополучно доставив отдыхающих на турбазу, уставший Толокнев лишь к рассвету вернулся домой, а через несколько часов вновь отправился на работу…

Тревожной оказалась для геленджикских водителей и ночь 31 августа 1986 года, когда стало известно о гибели теплохода «Адмирал Нахимов». Поднятые по тревоге Толокневым водители ПАТО, стоя на мысе Дооб в Кабардинке, тщетно вглядывались в ночную тьму в надежде увидеть спасшихся людей. Но никто из пассажиров затонувшего теплохода не поплыл к этому скалистому берегу…

Елена СУГАКО. Фото А.Бочнева и из архива М.Толокнева

Газета «Прибой» № 33 от  29 марта 2016 года

 

  Благодарность админу  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>