Страницы истории: Геленджик в судьбе актера Георгия Милляра

Милляр

 

 

 

В юбилейный Год российского кино в Геленджикском историко-краеведческом музее открылась выставка «Киноистория Геленджика».

В одной из витрин представлены материалы о Георгии Милляре, актерская карьера которого началась именно у нас в Геленджике.

Страницы истории: Геленджик в судьбе актера Георгия Милляра

Краткие данные энциклопедического словаря сообщают: Георгий Францевич Милляр (7.11.1903- 4.06.1993) — актёр театра и кино, народный артист РСФСР (1988). В кино с 1929 года. Острохарактерный актер, мастер гротеска.

Родился в Москве в семье французского инженера Франца де Милляра и дочери иркутского золото-промышленника Елизаветы Журавлёвой. Воспитанием мальчика занимались не только родители, но и гувернантки-француженки, которые учили его языкам, живописи и музыке.

Из воспоминаний Георгия узнаем, что именно в детские годы он по-настоящему влюбился в театр: «В семье у нас всегда царила атмосфера музыки, театра. Меня водили в оперетту, где я сидел, почти не дыша, зачарованный красочностью и яркостью увиденного…».

Но счастливое беззаботное детство пролетело очень быстро. Вот тут-то и начинается самое интересное. Журналисты и кинокритики, освещая биографию актера, в один голос утверждают, что с наступлением войны мама Георгия решила отправить его на лето подальше от Москвы, в тихий Геленджик, где жили его бабушка и дед. О какой войне идет речь, данные противоречивы. Некоторые источники сообщают, что это было в начале Первой мировой войны, судя по другим – в начале гражданской.

На счастье, в фондах Геленджикского музея сохранилась автобиография актера, в которой он пишет: «В 1917 году я поехал на лето в Геленджик к деду и бабке. Фронт гражданской войны отрезал юг от Москвы, и мне пришлось на 5 лет застрять в Геленджике, где я с перерывами продолжал учиться в средней школе. Работал в курортном Управлении, а затем служил штатным бутафором в местном театре. Случалось иногда играть на сцене – за- менял заболевших актеров. В Москву вернулся в 1922 году…».

Попытаемся раскрыть, что же стоит за этими сухими анкетными данными. Подробнее узнать, как звали деда и по какому адресу располагался дом, пока не удалось.

Не трудно догадаться, что этот период стал настоящим испытанием в жизни будущего актера. Представьте, что творилось в 1917-1918 годах в Геленджике. По словам самого Георгия, «…время было жуткое, город переходил то к белым, то к красным, то к зеленым».

К тому же после революции имущество, в том числе и квартира в Москве, было конфисковано, семья осталась без средств к существованию. Опасаясь большего, родственники предусмотрительно подправили ему фамилию, с этого времени он становится просто Милляром.

Георгий продолжил обучение в школе, которая располагалась в здании гостиницы Кордеса неподалеку от современной школы № 3. Позднее Милляр вспоминал: «Наша школа была трехэтажная, деревянная… У себя дома, в Геленджике, я любил устраивать спектакли. Материалом обычно являлась опера «Фауст», которую я знал наизусть. По секрету скажу, даже пел его сам в старом заброшенном сарайчике за домом. Но это были домашние радости. А вот помню один случай, который позволил мне заслужить успех в масштабах города. Устраивали концерт с большим количеством самых разнообразных номеров. Придумав себе пародийный номер-карикатуру на старый кинематограф, я решил выступить с ним в этом шикарном концерте. Получилось необычно и неожиданно…»

Именно в геленджикский период Георгий начал свой путь в театр. Чтобы как-то обеспечить свое существование, 16-летний паренек решил устроиться на работу в театр. Конечно, о карьере артиста в этом возрасте мечтать было, по меньшей мере, смело, поэтому он устроился бутафором. В одном из интервью он вспоминал: «… При любой возможности я старался попасть на спектакли театра «Рекорд» (располагался на месте современного городского выставочного зала по ул. Островского, 16). Вскоре меня пригласили в театр работать бутафором. Время было непростое, на работу я пробирался осторожно, через заборы и сады…». Милляр знал все диалоги наизусть и постоянно стоял за кулисами, наблюдая, критикуя или наслаждаясь магией спектакля.

И однажды ему повезло. Актриса, игравшая главную роль в спектакле «Золушка», заболела. Из двух зол – отменять спектакль или срочно искать любую замену – директор театра выбрал второе. Ни о чем не подозревающие зрители в тот вечер искренне аплодировали очаровательной Золушке — 17-летнему Георгию Милляру. Публика не только не узнала в Золушке переодетого парня, но и проводила главную героиню настоящей овацией.

«Никогда не забуду тот трепет в душе», — позднее вспоминал актер. С тех пор в геленджикском театре так и повелось: если с кем-то случалась неожиданная беда — на подстраховке всегда был Георгий.

Вот так в 1920 году благодаря счастливой случайности с женской роли началась актёрская карьера Георгия Францевича. Впереди его ждала учеба в Школе юниоров при московском Театре Революции (ныне театр им. Маяковского), роли в театре, судьбоносная встреча на киностудии им. Горького с режиссером- сказочником Александром Роу, множество ярких ролей в кино.

Баба ЯгаДети 1970-х с нетерпением ждали телепередачу «В гостях у сказки», чтобы посмотреть любимые фильмы-сказки «Василиса Прекрасная» (1939), «Кащей Бессмертный»(1944), «Королевство кривых зеркал» (1963), «Морозко» (1964), «Финист — Ясный Сокол» (1975), где блистательно играл Г. Милляр.

Его уникальный старчески дребезжащий голос, худощавая фигура как нельзя лучше подходили для создания образов сказочных злодеев: Бабы Яги, Кащея Бессмертного, Лешего, Черта, Чудища морского. Лицо актера не сверкало на обложках журнала «Советский экран», звание народного артиста РСФСР присвоили только к 85-летнему юбилею, но зритель, порой, не зная, как выглядит актер в жизни, всегда обожал Г. Милляра и его героев.

Милый и застенчивый, утонченный и галантный в жизни, в кино Г.Милляр умудрился сыграть, по его собственному определению, «всю нечистую силу нашего синематографа».

В 1970-1980 годы Г. Милляр несколько раз приезжал в Геленджик, в 1979 году — на съемки комедии «Если бы я был начальником», где играл роль кавказского деда. Один из эпизодов этого фильма снимался в дегустационном зале магазина «Янтарь» на набережной Геленджика.

Если бы я был начальником

Фильм

Милляр кадры

 

Опять же по счастливой случайности, в Геленджике жила Александра Николаевна Захарова — племянница его жены, и супруги Милляр не раз приезжали к ней на летний отдых. В один из приездов состоялась творческая встреча Георгия Милляра с интеллигенцией города-курорта в кинотеатре «Романтик». Да, да, в здании на том самом месте, где в 1920-е годы он впервые выступил в театре «Рекорд». После выступления актер передал в дар нашему музею брошюру «Георгий Милляр» с дарственной надписью в несколько строк. Чуть позже, по просьбе сотрудников музея, Александра Захарова передала в музей новые материалы, среди которых — автобиография, чуть больше десятка уникальных сюжетных фотографий, стихи, в которых Милляр в свойственном ему стиле с ноткой легкой иронии написал о своей актерской судьбе. На обороте многих фотографий его рукой сделаны добрые надписи-пожелания и смешные автографы-зарисовки в виде черта, так как Георгий Францевич всегда считал, что в актерской карьере ему «чертовски» повезло, начиная с театра в Геленджике.

Трудолюбие актера поистине поражает. На фотографии 1991 года он запечатлен на съемках последней роли, трудно поверить, но ему в это время было уже 88!

Об актере Г.Милляре написано немало статей, созданы документальные фильмы: «Вся нечистая сила…», «Георгий Милляр», «И в сказке, и в жизни…». В марте 2011 года творчеству актера была посвящена передача Виталия Вульфа «Мой серебряный шар», где помимо кадров из фильмов мы могли услышать живой голос Г. Милляра, в том числе особенно ценные для нас воспоминания о трудных, но по-своему счастливых юношеских годах в Геленджике.

В музее Геленджика вы можете увидеть фотографии Милляра, трогательный автограф-зарисовку в виде черта, и актер из далекого детства станет вам чуточку ближе и роднее. А дома, быть может, вам захочется вновь пересмотреть любимые фильмы- сказки вместе с детьми и с гордостью им рассказать, что именно в нашем маленьком приморском южном городке началась карьера актера Георгия Францевича Милляра.

Геленджик — удивительный город. По российским меркам очень маленький, но диву даешься, сколько талантливых людей волею случая были связаны с Геленджиком в разные периоды его развития.

Ольга Фадеева, ст. научный сотрудник музея

газета «Неделя Геленджика» номер 13, 2016 год

  Благодарность админу  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>