Страницы истории Геленджика: скульптор С.Д.Эрьзя

Эрьзя

 

 

 

В истории нашего города есть страницы, связанные с биографиями людей, достигших высот мировой известности, и среди них имя выдающегося скульптора XX века – Степана Дмитриевича Эрьзи.

Страницы истории Геленджика: скульптор С.Д.Эрьзя

Российский художник, обладавший редким и самобытным талантом, не сразу был принят и понят на Родине. Своеобразие искусства Эрьзи объясняется особым складом его личности.

Степан Дмитриевич Нефедов (Эрьзя) родился в Мордовии в крестьянской семье. Рано проявил интерес к творческому труду. В иконописных мастерских получил необходимые знания техники живописи. Большой талант, огромное трудолюбие и воля помогли ему поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были крупнейшие художники: С.В.Иванов, К.А.Коровин, В.А.Серов; скульпторы: П.Трубецкой и С.М.Волнухин.

Во время учебы в училище Эрьзи работал, стараясь обеспечить себе хоть какой-нибудь прожиточный минимум.

В 1906 году он отправляется в Италию, затем во Францию, где изучает произведения искусств прошлого и современности, совершенствует свое мастерство. Участвует в выставках в Милане, Ницце, Париже, Риме. Имеет огромный успех.

скульптура Последняя ночь осужденного перед казньюВ 1909 году на международной выставке в Венеции его скульптура «Последняя ночь осужденного перед казнью» произвела на посетителей сильное впечатление. Там впервые он подписал свою работу «Эрьзя». Это имя он взял от названия этнической группы мордвы, к которой принадлежал от рождения.

На выставке в Риме в 1911 году и в «Осеннем салоне» 1912 года в Париже Эрьзя был представлен вместе с Модильяни, Мартини, Россо и многими другими знаменитостями.

В мае 1914 года Эрьзя возвращается на родину, где предполагалось построить музей для его скульптурных работ. Однако начавшаяся Первая мировая война не позволила осуществиться этим планам. Он работал в военном госпитале и не переставал заниматься творчеством.
Эрьзи 2
У него появились ученики, в числе наиболее способных оказалась Елена Мроз, с ней сложились дружеские отношения, вскоре перешедшие в любовь. Работая в сложных бытовых условиях в подвале Петровского монастыря, Эрьзя создает «Голову Христа», статую «Монголка» в полный рост, голову балерины Федоровой, ряд барельефов для дворцов и фасадов на Остоженке и Моросейке.

Геленджик

Вторая военная зима оказалась более суровой. Эрьзя и его ученики прилагали огромные усилия, но заказов почти не было. За аренду мастерской, которая к тому времени стала их жилищем, платить было нечем. С большим трудом разместив свои работы у друзей, Эрьзя с Еленой некоторое время жили в мастерской Сергея Михайловича Волнухина. Однако далее оставаться в Москве было бессмысленно. Елена предложила Эрьзе поехать с ней в Геленджик к ее родителям, и он согласился.

Скульптор, уже имевший европейскую известность, трижды побывал в Геленджике. Каждый раз, приезжая в наш город, они останавливались на даче семьи Мроз, которая была расположена на берегу моря, по ул.Шмидта, 1. Сейчас на этом месте находится гостиница «Александрия». На фасаде здания, обращенном на улицу Мира, можно увидеть скульптурный портрет Эрьзи и прочитать надпись на мемориальной доске.

Первый приезд состоялся в конце мая 1916 года. Дача принадлежала Марии Валерьяновне Мроз, матери Елены. Участок под строительство был приобретен в 1907 году, и семья стала регулярно выезжать на лето в Геленджик из Ростова-на- Дону. Мария Валерьяновна занималась благотворительностью: была председателем Общества помощи малоимущим ученицам женской гимназии. Отец Елены, Ипполит Иванович Мроз, был штурманом 1-го и капитаном 2-го разряда торгового флота на Черном и Азовском морях. Старшая сестра Елены Мария обучалась в хореографическом училище им. М.М.Мордкина — артиста императорских театров в Москве. Работала в хореогра- фической школе Веры Мосаловой — артистки Государственного Академического Большого театра. В 1923 году выступала в Геленджике в театре «Рекорд», руководила кружком физического воспитания.

К тому времени, когда Елена и Эрьзя приехали в гости, семья Мроз жила в Геленджике постоянно. Пробыв у них до глубокой осени, Эрьзя с Еленой вернулись в Москву.

Второй приезд состоялся весной 1921 года, но прежде им пришлось пережить сложные испытания, связанные с командировкой на Урал. Желание найти в России породы мрамора, не уступающие по красоте прославленному каррарскому, побудило скульптора к этому путешествию. Недалеко от Екатеринбурга он находит богатые залежи белого мрамора.

КалипсоВ уральском мраморе создает серию женских образов: «Калипсо» (портрет Елены), «Спокойствие», «Спящую женщину», «Еву». Занимается созданием скульптурной академии в Екатеринбурге, преподает в ней, создает монументальные произведения.

Противники реалистического искусства чинят ему всяческие препятствия, не дают работать. С разрешения А.В.Луначарского Эрьзя возвращается в Москву в феврале 1921 года. Его бывшая мастерская в Москве была занята под клуб. Работы и мрамор выгружать было некуда. А.М.Горький пытался через Внешторг организовать выставку работ Эрьзи и образцов русского мрамора в Европе. Однако наркомпрос не дал своего согласия. Это был тупик. Опасаясь, что скульптуры выкинут из вагона, Эрьзя целыми днями сторожил их.

Елена очень переживала за его здоровье, и не видела перспектив, кроме как бросить все и уехать к родителям в Геленджик. 10 апреля 1921 года Эрьзя, Елена и Сергей Михайлович Волнухин выехали из Москвы. Волнухин ехал до Владикавказа с поручением организовать там художественную школу.

Путешествие оказалось очень тяжелым. Сергею Михайловичу после перенесенного воспаления легких в дороге стало очень плохо, и было решено, что он со всеми доедет до Новороссийска.

В Геленджике Сергей Михайлович почувствовал себя лучше. Они втроем каждое утро отправлялись на пляж и загорали.

Из воспоминаний Елены Мроз следует, что С.М.Волнухин чрезмерно увлекся морем и солнцем. Однажды на пляже ему стало плохо. Скончался он 30 мая в геленджикской больнице. Похоронен на городском кладбище недалеко от церкви (могила утрачена). Рядом с церковью установлена мемориальная доска. Именем талантливого скульптора названа улица в мкр. «Магилат», городская изостудия.

Смерть друга и учителя удручающе подействовала на Эрьзю. Спасала только работа. Осенью Эрьзя перебрался в Новороссийск. Голод и необычайная дороговизна заставили его работать грузчиком. Раз в неделю к нему наведывалась Елена. Она всегда приносила с собой что-нибудь из еды.

Эрьзи 1В Новороссийске Эрьзя выполнил несколько заказов, но этого не хватало, чтобы прокормиться. Елена изготавливала гипсовые статуэтки и обменивала их на продукты. Хлеб на рынке стоил до миллиона рублей за пуд (16 кг).

В Новороссийске они прожили нелегкую зиму, пожалуй, самую трудную из всех зим, которые выпали на их долю со времен империалистической войны, революции и гражданской войны. Родители Елены уже давно советовали Эрьзе уехать в Батуми. Сестра Елены Мария писала, что у них с продуктами вполне сносно. Эрьзя долго колебался, но к весне все же надумал оставить Новороссийск. Взяв билеты на пароход, в один из мартовских дней 1922 года они отплыли в Батуми.

Батумский музей сделал Эрьзе большой заказ на изготовление скульптурных портретов. Из кавказского ореха и дуба он создает несколько изящных вещей. Постепенно Эрьзя приходит к выводу, что дерево может служить самостоятельным материалом, ничем не уступающим по фактуре мрамору.

Третий и последний приезд Эрьзи в Геленджик был непродолжительным. Летом 1923 года Эрьзя едет в Сухуми, Гагры с целью создания там скульптурной академии на базе мастерских принца Ольденбургского. Однако техническое решение этой затеи требовало больших затрат. Из Гагр Эрьзя и Елена заехали в Геленджик и пробыли здесь больше месяца.

В Батуми они вернулись в середине лета, где скульптора ожидала телеграмма из Баку. Эрьзе предлагалось принять пост профессора в Высшей художественной школе. Эрьзя был большим мастером, но ему недоставало теоретических знаний, необходимых для профессорской должности. К весне 1926 года выяснилось окончательно, что Эрьзя в художественной школе не останется. Идея создания скульптурной академии оказалась пустой мечтой. Он художник, но не организатор. Ему был доступен лишь один язык — язык творчества.

Не решив окончательно, куда отправиться из Баку, Эрьзя заказал для своих скульптур товарный вагон в Новороссийск. Уставшая от бесконечных невзгод и неудач и от очень сложного характера скульптора, Елена решила на время расстаться с ним. До Новороссийска они ехали вместе, а затем она оставила его, направившись к родителям в Геленджик. Они расстались почти на четверть века.

Елена стала профессиональным скульптором, много и плодотворно работала в области парковых скульптур. В Саранске есть музей учеников Эрьзи, где можно увидеть ее работы. В нашем музее хранятся скульптурные этюды, переданные в дар самой Еленой.

Эрьзя, возвратившись в Москву, участвует в выставке в помещении Исторического музея. В апреле 1926 года в газете «Известия» А.В.Луначарский писал: «Наибольшее внимание мое привлекли работы Эрьзи… Наркомпрос сделает все от него зависящее, чтобы дать возможность этому уже давно замеченному Европой и сейчас так прекрасно развернувшемуся автору проявить себя».

При содействии А.В.Луначарского Эрьзя выезжает с выставкой в Париж. Во Франции он выставляет свои произведения в «Галерее Жана Шерпатье», затем в профсоюзном дворце изящных искусств.

Желание показать работы в других странах приводит Эрьзю в Аргентину. В 1927-1950 годы он живет и работает в Буэнос-Айресе. Там он открыл для себя новый материал — древесные породы квербахо и альгарробо. Эти породы позволили ему создать уникальные произведения, часть из которых разошлась по музеям и частным коллекциям во многие страны мира.

Аргентинский период творчества Эрьзи привел к новому расцвету его таланта. В 1950 году скульптор возвратился на Родину. Он привез и передал в дар государству более 300 лучших своих произведений. В 1954 году в Москве в выставочном зале на Кузнецком мосту состоялась его персональная выставка. Организованная Союзом художников РСФСР выставка имела ошеломляющий успех. Через ее залы проходило более 6 тысяч человек в день.

В 1957 году С.Д.Эрьзя был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Скончался Эрьзя в 1959 году в Москве. Похоронен по его устному завещанию на родной мордовской земле в Саранске. Достойной данью памяти мастеру является Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им.С.Д.Эрьзи, обладающий самой большой и уникальной коллекцией его скульптур (более 200).

Источник — газета «Неделя Геленджика» № 25, 2016 г

 

  Благодарность админу  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>