Улица имени Михаила Алексеевич Борисова в Геленджике

Михаил Борисов

 

 

 

70 лет назад советский народ победил в Великой Отечественной войне. Но не смотря на такой долгий срок, Героев той войны мы с Вами не только не забыли, но и постоянно вспоминаем. Например, приехали Вы отдыхать в Геленджик  на Тонкий мыс и совершенно случайно оказались на улице имени Михаила Алексеевич Борисова- летчика, геройски погибшего во время Великой Отечественной войны при защите Новороссийска. Одн

Кстати, большинство улиц Тонкого мыса Геленджика носят имена Героев Советского Союза. Вот и Михаил Алексеевич Борисов не оказался исключением.

Улица имени Михаила Алексеевич Борисова в Геленджике

Будущий Герой Советского Союза Михаил Алексеевич Борисов родился 11 ноября 1917 года в семье крестьянина-бедняка в деревне Топтыково Раненбургского уезда Рязанской губернии  (ныне Чаплыгинский район Липецкой области ).

В 1931 году в четырнадцатилетнем возрасте Михаил приехал в Москву, где поступил на завод учеником столяра. Одновременно Борисов окончил среднюю школу и аэроклуб, а в 1939 году — 2-ю Краснознамённую школу военных лётчиков им. В.П. Чкалова в г. Борисоглебске.

После окончания школы военных летчиков Михаил Алексеевич Борисов был направлен на службу в Белорусский особый военный округ. В декабре 1939 года во время вылета для патрулирования в составе звена Борисов И-16 перехватил немецкий разведчик Ju-88 и заставил его приземлиться на нашей территории, за что был уволен из армии.

После этого инцидента Михаил не забросил свое увлечение полетами и стал работать лётчиком-инструктором во Фрунзенском аэроклубе Москвы, затем командиром звена.

Борисов летчикС началом войны Михаила Борисова вновь призвали в армию, но на фронт не направили. Его местом службы стал 2-й запасной авиационный полк морской авиации, где Михаил, изучив материальной частью нового самолёта стал обучать других мобилизованных из запаса лётчиков.

Однако Война продолжалась, квалифицированных летчиков не хватало и в марте 1942 года вместе с группой лётчиков запасного авиаполка Борисов был зачислен командиром звена 62-го истребительного авиаполка ВВС Черноморского флота. Полностью сформированный авиаполк включился в боевые действия уже в июля 1942 года.

С аэродрома Мысхако близ Новороссийска лётчики сопровождали корабли, вели воздушную разведку в тылу противника, сопровождали на задание бомбардировщиков и штурмовиков.

Вражеские войска не оставляли идею захватить Новороссийск, постепенно усиливая свой натиск и подбираясь к нему все ближе и ближе. 7 июля 1942 года Михаил Борисов в паре со своим ведомым сержантом Низовским уничтожил бомбардировщик противника Ju-88, фотографировавший военные объекты города.

Это была первая боевая победа Михаила, которой он открыл боевой счёт полка. К началу августа на счету Борисова было уже 2 сбитых бомбардировщика и 1 истребитель Me-109.

Борисов

В этот же день — 10 августа 1942 года — бессмертный подвиг совершил командир звена младший лейтенант Михаил Алексеевич Борисов.

Борисов и МасловИстребители в этот день барражировали над Новороссийской базой. Немцы оголтело рвались к порту, совершая один налёт за другим, практически не оставляя советским летчикам времени на передышку. Фашисты бросили на город 59 бомбардировщиков под прикрытием 20 истребителей, в то время как советская сторона отправила на перехват машины 7-го и 62-го авиаполков. Наши лётчики заявили о сбитых 6 бомбардировщиках He-111 и 3 истребителях Ме-109 при потере 2 своих ЛаГГ-3.

Возвращаясь на аэродром после выполнения очередного боевого задания, Михаил Борисов по радио получил с командного пункта предупреждение о том, что на высоте 5 000 метров на Новороссийск идут 5 вражеских бомбардировщиков. Он принял решение перехватить врага на подходе и не допустить его к городу.

Вдвоём со своим ведомым — сержантом Василием Холявко — Борисов ринулся в атаку. Михаил первым атаковал и обстрелял ведущий самолет противника, буквально сразу подбив ему один из моторов. Одновременно его ведомый полоснул пулеметной очередью по бензобакам замыкающего «Хейнкеля-111», который, вспыхнув, взорвался в воздухе. Борисов на своем ЛаГГе вновь атаковал головной «хейнкель», но вдргу самолет Борисова вспыхнул — обстрел противником не прошел для него бесследно. Можно было выйти из боя, попытаться сбить пламя и вернуться на свой аэродром, но Борисов, буквально за несколько секунд принял другое решение. Он свято чтил традицию полка: «Бить фашистов, пока в лентах есть ещё патроны, а машина подчиняется воле пилота!» Лётчик повёл свой горящий самолёт в атаку на ближайший «хейнкель», зайдя к нему сзади снизу. Машины столкнулись в воздухе и немецкий «хейнкель» развалился на куски, а затем упал в море. После такого страшного удара было удивительно, что Борисов остался жив. Но очнувшись от страшного удара и увидев внизу под собой ещё один самолёт врага, Михаил бросил свой израненный «ястребок» на вражеский самолёт и обрубил тому хвост. Теперь уже 3 машины, кувыркаясь, падали вниз, к синей черноморской воде…

Так погиб черноморский лётчик-истребитель Михаил Алексеевич Борисов, совершив в одном бою 2 тарана. Гибель Михаила Борисова потрясла личный состав полка. В тот день воздушные бои на подступах к Новороссийску разгорелись с невиданной силой. Лётный состав полка за день сделал по 3-4 боевых вылета, сбив 16 самолётов врага.

Награда нашла своего Героя спустя 23 года: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и исключительный героизм» младший лейтенант Михаил Борисов посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также Михаил был награждён орденом Ленина и рядом медалей. Приказом Министра обороны СССР Борисов был навечно зачислен в списки воинской части.

Информация предоставлена Геленджикским историко-краеведческим музеем

  Благодарность админу  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>