Великая Отечественная война… Будущий Герой Советского союза, хрупкая симпатичная девушка, ставшая в военное время штурманом авиационного звена (46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, 325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) за два с половиной года своей боевой службы – с мая 1942 года по август 1944 года — совершила 813 ночных вылетов, уничтожая живую силу и технику врага.
В Геленджик Вера Белик (на тот момент ей было 22 года) попала осенью 1943 года по заданию командования советских войск Северо-Кавказского фронта, в связи с началом осуществления операции по разгрому немецко-фашистских войск в Новороссийске. Командир авиационного женского полка Бершанская, в котором и служила Вера, получила приказ командования выделить 8 самолетов для участия в этой операции.
На фото: Летчицы у фронтовой землянки в Геленджике . Сидят Белик , Себрова, стоит Пискарева.
Правообладателем указанной фотографии является Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)»
Девушки летали на «небесных тихоходах» — самолетах ПО-2, выполняя довольно ювелирную работу – точечную бомбардировку целей. Для этого требовались не скорость, а умение и опыт. Именно за точность попаданий немцы и окрестили летчиц «русскими ночными ведьмами».
Операция по освобождению Новороссийска прошла удачно, немецко-фашистские войска были изгнаны с территории Кубани, затем из Крыма и Белоруссии.
Биография Веры Белик
Родилась Вера Белик в 1921 году, 12 июня, на Украине, в с.Охримовка Запорожской области, в семье рабочего. В школу она пошла уже в Керчи, после того как ее семья переехала туда жить.
Вера была старшим ребенком в дружной многодетной семье Белик. С детства легко находила общий язык с детьми, мечтала стать учителем. «С отличием» окончив школу г. Керчи, куда переехала семья, в 1939 году она поступила на физико-математический факультет Московского педагогического института. Но окончить его не удалось — началась война. Проучиться ей удалось всего два года.
Летом 1941 года вместе с однокурсниками Вера работала на строительстве оборонительных сооружений под Москвой, рыла окопы, противотанковые рвы. Когда началась подготовка к эвакуации, она решила добровольцем пойти на фронт. И добилась своего: в октябре 1941 года ее
приняли в авиационную часть военно-авиационной школы пилотов г. Энгельса, где ей предстояло освоить специальность штурмана.
В мае 1942 года Вера Белик становится штурманом 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка. Вот какой она запомнилась
боевой подруге Ларисе Розановой (Литвиновой): «У Веры была мягкая красота украинки. Темные прямые волосы обрамляли круглое, широкоскулое лицо с большими серыми, всегда светящимися глазами. При первом же знакомстве Вера располагала к себе своей отзывчивостью». Серьезная,
сосредоточенная, спокойная, Вера сразу приглянулась летчице Татьяне Макаровой, они стали неразлучными подругами. Их связывало большое
доверие и взаимопонимание. Находясь в одном самолете, они вместе переживали трудности полета и радости успеха, вместе подвергались смертельной опасности, вместе решали, как лучше поразить врага. В полку между эскадрильями и экипажами разгорелось соревнование за точный выход на цель и ее поражение. Экипаж Макаровой-Белик уверенно лидировал по результативности бомбовых ударов. Неслучайно именно им посчастливилось летать на самолете У-2, подаренном полку коллективом авиационных мастерских, на котором белой краской было написано «Лучшему комсомольскому экипажу».
Гвардии лейтенант Белик участвовала в воздушных боях на Северном Кавказе, Кубани, в Крыму и Белоруссии.
В сентябре 1943 года в период боев за Новороссийск в составе восьми экипажей 46-го гвардейского ночного бомбардировочно-го авиаполка экипаж Макаровой — Белик базировался на аэродроме Геленджика. Вот как вспоминает эти дни летчица Л.Розанова (Литвинова): «В один из погожих сентябрьских дней группа Амосовой взяла курс на Геленджик. Благополучно прибыв к месту назначения, мы заняли свой «уголок» аэродрома рядом с полком Бочарова. Девчата осмотрелись: в таких условиях им еще не приходилось работать. На юго-восточной границе летного поля поднимались уступы гор, а на западе совсем близко было море. Во взглядах летчиков-черноморцев, увидевших девчат, нетрудно было прочитать заинтересованность и откровенное сомнение: «Посмотрим, посмотрим, на что вы способны…». Но девушки доказали, что летают не хуже
мужчин. « …Вместе с нами с аэродрома Геленджика на таких же самолетах ПО-2 выполняли боевую задачу летчики полка под командованием майора
Бочарова. Между нами сразу началось негласное соревнование: кто больше сделает боевых вылетов и у кого будет выше эффективность бомбардировочных ударов. В этом соревновании победителями неизменно оказывались наши летчицы», — вспоминала заместитель командира полка по летной части С.Амосова.
Вскоре Вере Белик пришлось сбрасывать бомбы на родную керченскую землю, на улицы, где прошло ее детство и юность.
К августу 1944 года она совершила 813 ночных вылетов, нанеся большой урон живой силе и технике противника. В ночь на 25 августа 1944 года,
успешно выполнив боевое задание в районе польского городка Остроленка, экипаж Макаровой-Белик был подбит немецким истребителем. Обе
девушки погибли в горящем самолете. Неразлучных подруг с воинскими почестями похоронили вместе. Через несколько дней на одном из
самолетов У-2 появилась надпись «Мстим за боевых подруг Таню Макарову и Веру Белик».
В феврале 1945 года Белик было присвоено высокое звание Героя Советского Союза (посмертно). Награждена орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды.
Сегодня ее именем названа одна из улиц города-курорта Геленджик, в районе Тонкого мыса, и Керченская школа № 17 на ул.Войкова, в которой она училась. И хотя Вера так и не успела окончить педагогический институт, в каком-то смысле ее мечте удалось сбыться – сегодня она учит детей примером своей жизни…
На фото: Верные подруги Т. Макарова и В. Белик . Ассиновская 1942 год
На фото: Вера Белик, Женя Жигуленко, Таня Макарова, 1942 год