История Краснодарского края: голодомор на Кубани (1929-1933 годы)

Голодомор

 

 

 

Что такое «черные доски» и голодомор, в Краснодарском крае узнали в 1929 году.

19 июня 2014 года исполнилось 85 лет с того дня, когда большевики из Северо-Кавказского крайкома решили жестко наказать крестьян за срыв хлебозаготовок. Пшеницу государство продавало за рубеж, чтобы на вырученные деньги покупать промышленное оборудование. Но светлое индустриальное будущее увидели не все. Заготовители с винтовками изымали из хозяйств все подчистую, до зернышка.

Те, кто пытался оставить крохи для детей или на семена, подвергался жестоким репрессиям. Тысячи людей погибли, сотни раскулаченных семей выслали в другие регионы. На благодатной Кубани в 1932-1933 годах разразился массовый голод.

В архивных папках больше полувека лежали документы с грифом «Совершенно секретно» —  голодомор на Кубани (1929-1933 годы). В советское время об этих событиях было не принято говорить в открытую. Документы того страшного времени историки и сегодня читают шепотом.

— Опухших от голода — 1742 человека, заболели от голода — 898 человек, умерли от голода — 740 человек.

В каждой такой папке свидетельствa того, к чему привел знаменитый сталинский план по хлебозаготовкам. Чтобы его выполнить, у крестьян забирали все: зерно, фасоль, кукурузу, овощи.

Власти стали высылать на север жителей станиц и хуторов, которые не выполняют план.

Сохранился даже один пофамильный список репрессированных семей станицы Шкуринской Кущевского района:

«Именной список у нас один сохранился, к сожалению. Больше других нет», — рассказывает заместитель руководителя Центра документации новейшей истории Краснодарского края Наталия Попова. — В нем 308 семей, но это значит, что людей было гораздо больше. В каждой семье было по пять, по шесть, а то и по семь человек. Семьи были большие, многодетные, поэтому масштабы налицо».

Тем, кто остался, стало еще хуже. В плодородном крае начался страшный голод. Ели не только птиц, но и собак и кошек. Но и этого было недостаточно.

«Каннибализм был! Ели своих детей, которые уже должны умереть. И их съедали, чтобы эти выжили, которые остались», — рассказывает жительница поселка Первомайский Ольга Козлова.

Ольга, тогда Знаковская, и Анатолий Козлов малышами были детьми врагов народа. Станицы, в которых жили их родители, попали в газетные списки саботажников.

На въезде в эти территории поставили так называемые «черные доски» и окружили солдатами с винтовками. Таких чернодосочных резерваций было в крае 13. В них прекратилась вся торговля. Из станиц нельзя было выехать по любой необходимости, даже за медицинской помощью.

«Черные доски“ сыграли черную роль в истории наших станиц и хуторов. Вымирали тысячи, вымирали станицы от голода. Был такой террор! В основном по отношению к казачьему населению, в основном по отношению к трудолюбивому населению Кубани», — говорит профессор, заведующий кафедрой КубГУ Владимир Черный.

Единственным способом выжить в то время была работа в колхозе. Люди падали в голодные обмороки на пашне, но продолжали трудиться. Чтобы спасти родных и близких от страшной смерти выносили под рубашкой с полей колоски. Власти быстро раскрывали и пресекали такое воровство.

В 1932 году Центральный Исполком принимает новые карательные меры. Выходит постановление „Об охране имущества государственных предприятий и колхозов“. В народе оно получило название „Закон о пяти колосках“. За украденные с полей горсть зерна или початок кукурузы людей расстреливали.

О страшном голоде на Кубани не писали в газетах, не рассказывали по радио. Нет и точной цифры погибших. Историки считают, что их было 350 тысяч. Сегодня это население Усть-Лабинского, Тимашевского и Темрюкского районов вместе взятых. После 1936 года политика по отношению к жителям региона стала мягче. Даже самого Сталина приняли в казаки. Тогда же и многие высланные на север начали возвращаться.

Через пять лет, когда Кубань еще не успела полностью встать на ноги и отправиться от «социалистических» потерь, в нашу страну пришла Война.

 

Источник информации — https://yug-gelendzhik.ru/istoriya-krasnodarskogo-kraya-golodomor-na-kubani-1929-1933-gody/

.

.

  Благодарность админу  

7 комментариев

  1. (Изменения в размер комментария от Татьяны Павловны внесены админом, так как первоначальный текст комментария слишком большой)

    А.Радин, Л.Шаумян
    За что жители станицы Полтавской выселяются с Кубани в северные края
    Ростов-на –Дону: Партиздат, 1932

    «Районы Кубани позорно отстали в хлебозаготовках и не выполнили планов осеннего сева. Отстали они потому, что парторганизации Кубанских районов не сломили саботаж хлебозаготовок и сева, организованный кулацким контрреволюционным элементом, не уничтожили сопротивления части сельских коммунистов, ставших фактическими проводниками и организаторами саботажа.
    ….на Кубани партия столкнулась с саботажем, организованным кулачеством в особо резкой форме.

    А в станице Полтавской мы имеем, по существу, контрреволюционное выступление против советской власти, только с той разницей, что кулачество и наши враги с партийными билетами – организаторы и вдохновители саботажа, зная нашу несокрушимую силу, не решились на прямое выступление против диктатуры пролетариата, избрали путь саботажа мероприятий партии и правительства.

    Не случайно потому, что там сохранились еще кадры контрреволюции и атаманщины, сторонники Кубанской Рады, белогвардейские и петлюровские элементы. Вся эта контрреволюционная сволочь ПРОЛЕЗЛА в колхозы, советы, земельные органы и пыталась направить их работу в антисоветское русло, пыталась ГОЛОДОМ прощупать диктатуру пролетариата, организовать контрреволюционные силы, мечтала о ликвидации колхозов, о восстановлении капитализма в нашей стране.

    Не случайно именно станица Полтавская – в прошлом главная опора Рады, центр буржуазно-националистического движения – стала и сейчас местом особо упорного антисоветского саботажа хлебозаготовок и СЕВА.

    Станица Полтавская – одна из самых богатых в прошлом казачьих станиц Кубани. 750 тысяч пудов товарного хлеба выбрасывала эта станица до революции на рынок или, примерно, в три раза больше того плана хлебозаготовок, который был дан станице в этом году (около 250 тысяч пудов).

    … Именно, пример Полтавской станицы, где засеяно сейчас всего лишь 30% плана озимого клина, где прошлогодние поля, кубанские плодородные поля, заросли сорняком, вероятно в человеческий рост, где, примерно, считают погибшими ПОЛОВИНУ всех площадей, где сдано хлеба только 1 1/2 пуда с гектара в хлебозаготовки, вскрывает, как кулак организует саботаж. … »

    Так на чьей же совести этот голод?

    • Прадед рассказывал, что был председателем колхоза «Кавказ» Курганинского района в тридцатые годы, но не долго. Обвинили во вредительстве, посадили в тюрьму в Армавире. Спасло только письмо Сталина о перегибах на местах. Выпустили, но в партии дед восстановился только на войне.
      Данных об этом нигде нет.

      А бабушка говорила, что работая свинаркой, воровала корм для поросят, кашу приносила в карманах, чтобы кормить детей. !!!! Дети выжили.

  2. К сожалению, кубанский (и не только кубанский, голодали по всему Союзу) голод интересен только очень узкому кругу исследователей. Политически это крайне неприятное событие. Украинский голодомор «раскрутили» благодаря эмигрантам, а данные по нашему врядли в ближайшее время раскроют и опубликуют. А украинцы раскручивают свой голод, эксплуатируя тему этнического геноцида. Боюсь через несколько десятков лет уже не удастся убедить соотечественников в реальности голода не только на Украине.

  3. Про голод на Кубани в 1930-х годах мне рассказывала мой мать, она его сама испытала, как говорят на своей шкуре. Она была 1922 года рождения и в эти годы была подростком. Есть было нечего, опухла от голода, ходила как беременная с большим животом.За пищу обменивали на рынке хорошие вещи.За пиджак отца дали миску кукурузы.Но как-то пережили это голодное время, а память о нем осталась и передалась в наше поколение.

  4. Мои предки обретались на Синюхинском хуторе видимо с очень давних времён.Мой дед Бандурко Григорий Евдокимович ко вемени коллективизации из батрака стал зажиточным.Коллективизацию принял полжительно-вступил в колхоз передал туда своё что имелось.В станице Урупской казаки приняли её в штыки — убили около десятка присылавшихся председателей и учинили колхозникам террор.
    Друзья предупредили деда о готовящейся расправе за день.Забрав жену и пятерых детей он убежал с ними
    в Армавир где скрывался пока всю Урупскую не выселили всех поголовно..Результатом террора был голод

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>