Паустовский в Геленджике: страницы истории

Паустовский в Геленджике

 

 

На этот раз на прогулку по страницам истории Геленджика нас пригласила газета «Неделя Геленджика», благодаря которой сегодня мы с вами узнаем немного о том, как и когда пересеклись судьбы нашего курорта и классика русской и советской литературы Константина Паустовского.

Паустовский в Геленджике: страницы истории

Летом 1902 года Константин Паустовский с семьей приехал отдыхать в Геленджик.

Будущему знаменитому писателю тогда было всего десять лет.

Паустовский

Затем он написал о нашем городе и районе в своей книге « Повесть о жизни», в главе « Как выглядит рай».

«Однажды мама торжественно объявила, что на днях мы на все лето уезжаем на Черное море, в маленький городок Геленджик, вблизи Новороссийска. Нельзя было, пожалуй, выбрать лучшего места, чем Геленджик, для того, чтобы разочаровать меня в моем увлечении морем и югом. Геленджик был тогда очень пыльным и жарким городком без всякой растительности. Вся зелень на много километров вокруг была уничтожена жестокими новороссийскими ветрами — норд-остами. Только колючие кусты держидерева и чахлая акация с желтыми сухими цветочками росли в палисадниках. От высоких гор тянуло зноем. В конце бухты дымил цементный завод».

Здесь юный Паустовский подружился с местным жителем, лодочником греком Анастасом, который катал на шлюпке дачников. Однажды Анастас взял его на прогулку по морю: «…Геленджикская бухта была очень хороша. В прозрачной и теплой ее воде плавали, как розовые и голубые цветы, большие медузы. На песчаном дне лежали пятнистые камбалы и пучеглазые бычки».

Большое впечатление на Паустовского произвела природа Михайловского перевала : «Так вот он какой, Кавказ!» — подумал я. « Тут рай!» — повторил извозчик. С тех пор будущий писатель стал в своем воображении владельцем еще одной великолепной страны — Кавказа.

Вернувшись из Геленджика, он начал увлекаться Лермонтовым, Бестужевым — Марлинским, абреками, Шамилем. Детские впечатления всегда самые яркие, возможно посещение в юном возрасте нашего курорта, вместе с другими жизненными впечатлениями и явили миру его произведения, основной направленностью которых была романтическая настроенность, потому что она не позволяла быть лживым и невежественным. Так как в романтике заключена облагораживающая сила и истинное счастье — это прежде всего удел знающих, удел ищущих и мечтателей.

Паустовский стал писателем, так как умел увидеть в обыкновенном необычное, а авторская мысль всегда выражалась ненавязчиво и тонко. Стиль письма Паустовского отличает какое- то особенное изящество и простота. Мир литературных персонажей писателя — это мир поэзии, красоты, и благородства души человеческой. Герои произведений вызывают разные эмоции: восхищение, любовь, тихую грусть, но всегда волнуют.

Его книги были переведены на многие языки мира. С середины 20 века его произведения стали изучать в общеобразовательных школах страны. Он стал знаменитым в советское время, но при этом жил и писал, не жертвуя своими принципами. Творчество Паустовского оказало большое влияние на писателей, принадлежащих к «школе лирической прозы» ( Ю. Казаков, В. Солоухин, В. Конецкий).

В историю российской литературы Константин Паустовский вошел как мастер слова, великолепный знаток русской речи, пытавшийся сохранить ее чистоту и свежесть, один из самых лиричных прозаиков, который в своих произведениях воспевал природу России: « ..Мы вышли на поляну в зеленом ущелье. Как белые острова, стояли в сочной траве толпы высоких одуванчиков. Под густыми буками мы увидели старый сарай. Он стоял на берегу шумной горной речонки. Она туго переливала через камни прозрачную воду, шипела и уволакивала вместе с водой множество воздушных пузырей». Вот так он описал речку Догуаб, и мы вместе с Паустовским не перестаем восхищаться природой нашего курорта.

Небиеридзе Т. А. — старший сотрудник музея

 

  Благодарность админу  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>