ВОЙНА ВОЙНОЙ, А ОБЕД ПО РАСПИСАНИЮ (источник — газета «Прибой», 27.02.2018 г.)
Снимок сделан прямо на стоянке самолетов ИЛ-АТ (торпедоносцев). Геленджик. 1943 год. На снимке фронтового корреспондента Евгения Ананьевича Халдея — обед двух экипажей морских летчиков из 2-го МТАП ВВС ЧФ.
Одно фото: Геленджик, 1943 год
Пока бензозаправщик перекачивает авиационный бензин Б-70 в топливные баки самолета с тактическим № 1 на киле у красной звезды, повар-женщина, вольнонаемная авиабазы, принесла обед.
На столе алюминиевая посуда, горка нарезанного хлеба да скатерть довоенного пошива. Стол сколочен из досточек ящиков для боеприпасов.
Плохо, но видна заводская маркировка «ФТК». Пилоты, штурманы и стрелки-радисты одеты в кожаные пальто-регланы довоенного пошива.
Обращают внимание скамейки из ближайшего санатория на мысе Тонком в Геленджике.
Датируется снимок с натяжкой: то ли это осень 1942 года, то ли весна 1943 года. Как бы там ни было, а вскоре закончится подвеска торпеды или авиабомб — и в полет к занятому врагом Крымскому полуострову или к далеким берегам Румынии и Болгарии, которые участвовали в войне на стороне Германии.
Полк этот со 2 апреля 1942 года стал гвардейским и получил наименование 5-го гвардейского минно-торпедного авиаполка ВВС ЧФ. Основное место базирования этого знаменитого авиаполка в 1941-1943 гг. — наш город Геленджик.
9 сентября 1944 года боевые действия против Германии, Италии, Румынии и Болгарии на Черном море были закончены, но аэродром на мысе Тонком был в постоянной готовности до весны 1945 года.
Малоизвестный факт: в дни прилета Черчилля и Рузвельта в Крым на Ялтинскую конференцию геленджикский аэродром был запасным на случай плохой погоды в Крыму (а именно в пос. Сарабуз около Симферополя, где имелась единственная с 1940 года бетонная полоса нужной протяженности).
В.Малесник