23/06/2024

Страницы истории, ВОВ: операция по освобождению Новороссийска в 1943 году

Страницы истории, ВОВ операция по освобождению Новороссийска в 1943 годуГеленджик не был захвачен фашистами во время Великой Отечественной войны — врага удалось остановить в соседнем Новороссийске. Поэтому Геленджик был прифронтовым городом, городом-госпиталем, городом, в котором готовилась одна из крупнейших операций ВОВ — операция по освобождению Новороссийска.

Страницы истории, ВОВ: операция по освобождению Новороссийска в 1943 году 

30 августа 1943 года командующий Северо-Кавказским фронтом генерал-полковник И.Е. Петров ставит перед 18-й армией задачу: во взаимодействии с легкими силами и десантом Черноморского флота овладеть городом и портом Новороссийск, воссоединив разобщенные Цемесской бухтой Восточную и Западную группы советских войск. 

ПетровДетальная разработка этой сложнейшей операции осуществлялась в Геленджике. В операции участвовали артиллерия, авиация, сухопутные войска, флот. Командиром десантной операции был назначен контр-адмирал Г.Н. Холостяков.

Реклама:

Холостяков

Трудности прорыва в Новороссийский порт заключались в том, что за время оккупации города противник установил на восточном и западном молах порта большое количество огневых точек. Кроме того, между молами были боносетевые заграждения (стальная сетка до дна на плавучих металлических шарах), разведенные нашими моряками при оставлении Новороссийска в сентябре 1942 года. Задача по прорыву в порт и уничтожению огневых точек на молах и на берегу была возложена на командира 2-й бригады торпедных катеров В.Т. Проценко. Катерникам бригады торпедных катеров в ограниченное время предстояло уничтожить огневые точки на молах и боносетевое заграждение. Одновременно предстояло выяснить, что находится между молами. Неоценимую помощь катерникам оказал моряк- разведчик Новороссийской ВМБ, который ночью преодолел расстояние более 5 км, незаметно подплыл к оконечности мола, нырнул и обнаружил трос. Но выплыв на берег в стороне от назначенного места, он наступил на противопехотную мину и подорвался. ” Потеряв много крови, моряк все же вышел к своим и после операции, едва придя в сознание, сообщил командиру бригады, до каких пор доходила вода, когда стоял на тросе. Оказалось, около 110 см, т.е. меньше осадки торпедного катера.

Для решения задачи, способствующей взрыву торпед на берегу, была проведена колоссальная работа, в результате которой торпедисты под руководством минеров И. Яновского, С. Ладыженского, Н. Гудкова изготовили инерционный ударник для торпеды.

7 сентября 1943 года к югу от Геленджикской бухты, выбрав пляж под высоким обрывом, торпедный катер под командованием И. Хабарова провел испытание усовершенствованной торпеды. В течение следующих суток в Геленджике минеры переделали 102 ударника для торпед.

Хабаров

В это же время группа старшего лейтенанта А.А. Куракина прорабатывала варианты и способы ликвидации боносетевого заграждения и троса. У оконечности своего причала торпедники создали импровизированный полигон, где на якорях установили 5 металлических шаров – «бочек», расположенных в линию, а под водой натянули стальной трос с углублением в 1 метр. После многочисленных неудачных попыток по подрыву троса остановились на тралпатронах, которые должны были буксировать катера-лимузины, так как только они, имеющие осадку 50 см, могли пройти над тросом между молами. Одновременно минеры искали надежные способы подрыва «бочек». Приспособили для этого самодельные запалы от винтовочных патронов, в которые вставлялись и закреплялись бикфордовы шнуры. А вот, как подвесить взрывчатку к «бочкам», не знали. Надоумил случай. Когда капитан 3-го ранга С.Ладыженский во время отдыха запутался в сетке гамака, он, радостно воскликнув, схватил гамак и побежал к причалу. Разрезав его на квадратные куски, стал набрасывать их на качающиеся на воде «бочки». Сетки надежно держались и не сползали. Потом моряки привязали по углам сетки подрывные патроны и тотчас же приступили к тренировкам. Тренировались подрывники в Геленджикской бухте днем и ночью. Присутствовавший на завершающих испытаниях командующий Черноморским флотом вице-адмирал Л.А. Владимирский дал высокую оценку минерам базы и командам рейдовых катеров. Для защиты моряков и десантников от пуль и снарядов по просьбе командира дивизионных мотоботов В. Дмитриева на катерах и плавсредствах были установлены броневые щитки и тюки с хлопком. Эта защита спасла жизнь многим бойцам.

Все подготовительные работы к десантной операции в Новороссийске были проведены в нашем городе в предельно сжатые сроки. В ночь с 9 на 10 сентября 1943 года из Геленджика в Новороссийск пошел крупный морской десант по освобождению города. Но прежде чем высадить десант, в порт устремились катера «прорыва». Совершив торпедные удары по молам и огневым точкам на берегу, подорвав трос и уничтожив «бочки» боносетевого заграждения, они обеспечили проход десантных катеров в Новороссийский порт.

Таким образом, впервые в истории боевых действий на море торпеды, предназначенные для уничтожения кораблей, были успешно применены по наземным и береговым целям. Почти одновременно было взорвано 35 торпед общей мощностью более 12 тонн взрывчатого вещества. Эта мощь смела с лица земли 8 дотов и дзотов, разрушила 5 дотов и 4 дзота, прожектор и несколько полуоткрытых огневых точек. После торпедного удара в ворота порта ворвались катера с десантом. Первым высадился на берег 393-й отдельный батальон капитан-лейтенанта В.А.Ботылева. Вслед за ним начали высадку другие десантные отряды. Одновременно перешли в наступление Восточная и Западная сухопутные группы советских войск. На следующую ночь вновь из Геленджика в Новороссийск высадились дополнительные силы десанта.

Приказом Верховного Главнокомандующего от 16 сентября 1943 года 19- ти воинским частям как особенно отличившимся было присвоено почетное наименование «Новороссийские». Большинство этих воинских частей базировались, формировались и переформировывались в Геленджике.

Источник — газета «Прибой» от 6 сентября 2018 года.

Автор статьи — Т.А.ЗИНОВЬЕВА,

зав.отделом истории Геленджикского музея

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *